Бібліотека ім. В. Маяковського

«Читайте! І нехай у вашому житті не буде жодного дня коли б ви не прочитали хоча б сторінки з нової книги!» © К. Г. Паустовський

Высокая литература помогает понимать других людей

04[1]Американские учёные Дэвид Кидд и Эмануэле Кастано заинтересовались влиянием качества предпочитаемой литературы на человеческий разум – точнее, на теорию сознания.

Теория сознания (англ. Theory of Mind) – важный элемент человеческого разума, развивающийся у детей примерно в четырёхлетнем возрасте. Благодаря теории сознания люди умеют понимать не только свои, но и чужие переживания и эмоции, а это понимание, в свою очередь, помогает объяснять поведение других людей. Также с теорией сознания мы усваиваем в детстве тот простой факт, что не все думают и чувствуют так же, как мы. Отсутствие теории сознания психологи считают признаком аутизма.

В высокой литературе внимание уделено не только сюжетной линии, но и душевным переживаниям героев. А сами персонажи – неоднозначные, сложные личности, которых нельзя примитивно разделить на «плохих» и «хороших». В таких произведениях редко бывают хэппи-энды, и психологизм художественной литературы в целом сопоставим с психологизмом реальной жизни. А в низкопробных романах герои шаблонно играют одни и те же роли, и предсказать их поведение, которое вопреки всему приведёт к счастливому финалу, не представляет труда. «Счастливый финал сам по себе упрощает сложность реального мира», – заметил Дэвид Кидд в одном из интервью. По гипотезе Кидда и Кастано, чтение высокой литературы помогает нам тренировать социальные навыки.

Чтобы доказать свою гипотезу, учёные провели ряд тестов на нескольких группах испытуемых. Тест состоял из отрывка произведения (первоклассная беллетристика/любовный роман/фантастика) и заданий на определение теории сознания. После прочтения литературного отрывка испытуемый должен был определить по выражению глаз человека на фотографии его эмоцию («Чтение по глазам») и взаимоотношения персонажей на фотографии («Тест Иони»).  Для чистоты эксперимента была и контроль-группа, которая проходила эти задания, не читая отрывка.

Результаты читателей высокой литературы оказались выше, чем у читателей бестселлеров. Контроль-группа справилась приблизительно с тем же успехом, что и последние. Это означает, что художественный текст высокого уровня сильнее активирует социальную вовлечённость читателя. Иными словами, человек, читающий качественную литературу, способен хорошо понимать других людей и сопереживать им. Такая способность, несомненно, поможет ему выстроить гармоничные отношения со свои окружением.

Кстати говоря, на такую гипотезу Дэвида Кидда вдохновило знакомство с русскими классиками, в особенности, с Чеховым и Булгаковым.

Advertisements

About Mayakovsky library

Публічна бібліотека ім. В. Маяковського (ЦБС Дніпровського району міста Києва)

Залишити відповідь

Заповніть поля нижче або авторизуйтесь клікнувши по іконці

Лого WordPress.com

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис WordPress.com. Log Out / Змінити )

Twitter picture

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Twitter. Log Out / Змінити )

Facebook photo

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Facebook. Log Out / Змінити )

Google+ photo

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Google+. Log Out / Змінити )

З’єднання з %s

Information

This entry was posted on Липень 27, 2015 by in Информация.

Навігація

Follow us

Перегляд блогу

  • 164,166 переглядів

Архіви

%d блогерам подобається це: